|
Вернуться к содержанию раздела |
18. Особенности правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий).
«Акционерные войны» за передел акционерной собственности породили появление в акционерной практике «народных» акционерных обществ, акции которых распределены преимущественно среди его работников.
Так, уже в 1995 году «народное» акционерное общество такого типа стихийно возникло в противовес криминальному нажиму на директора, предъявления последнему «сдать» акции Медногорского медно-серного комбината в руки криминалитета. В качестве шага, препятствующего переходу акций в чужие руки, была предпринята скупка размещенных акций и бесплатная передача их работникам многотысячного трудового коллектива (см.: Козлова Н. Кто напугал прокурора? // Рос. газета. 1999. 22 янв.).
Идея народного предприятия оказалась практически реализованной и в системе МНХК «Микрохирургия глаза». С. Федоров был убежден, что, «экономика – это прежде всего люди, а не только деньги и станки». Также как и 12,5 млн. человек в США, российские трудящиеся должны иметь два источника оплаты труда: зарплату и дивиденды «родного» общества. Надо делится с производителями частью прибыли, что стимулирует работников к добросовестному и интенсивному труду. Это проверено как зарубежной практикой, так и на 800-ах российских предприятиях такого типа (см.: Московские новости. 1998. 29 сент.).
Средства массовой информации порой свидетельствуют об эффективности народных предприятий. Так, в ЗАО «Электропровод» каждый работник - «совладелец народного предприятия» и заинтересован в успехе его работы; экономическая ситуация здесь весьма благоприятна: выпускаемые вагоны метро «Яуза» и кабель пользуются спросом у потребителей (РТР. 1999. 11 авг.). В Волгограде действует в качестве народного предприятия кондитерская фабрика – ЗАОр «НП Конфил»
Н.Ю. Круглова считает, что принятие специального закона о народных предприятиях «является радикальным нововведением в области организационно-правовых форм предприятий, позволяющим преодолеть или ослабить последствия целого ряда ошибок, допущенных в процессе приватизации» (Круглова Н. Ю. Комментарий к Федеральному закону «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)». М., 1999. С.3).
Рассмотрим основные характеристики правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий), вытекающих теперь из Федерального закона «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 июля 1998г.
Этот закон определяет особенности создания и правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий) (далее – народные предприятия), права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. К народным предприятиям применяются правила Федерального закона "Об акционерных обществах" о закрытых акционерных обществах, если иное не предусмотрено Законом о народных предприятиях (пункт 2 статьи 1).
Пунктом 1 ст.2 Закона о народных предприятиях установлено, что народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном названным законом, только путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, работникам которых принадлежит менее 49 процентов уставного капитала. Создание народного предприятия иным способом не допускается.
Статья 3 Закона о народных предприятиях содержит положения о договоре о создании народного предприятия и уставе народного предприятия.
В частности, договор о создании народного предприятия помимо сведений, которые должны быть указаны в любом договоре о создании акционерного общества (п.5 ст.9 Закона "Об акционерных обществах"), должен содержать условия, сроки и порядок выкупа народным предприятием акций народного предприятия у его акционеров
Устав народного предприятия помимо сведений, которые должны быть указаны в уставе любого акционерного общества (ст.11 Закона "Об акционерных обществах"), должен содержать сведения, в частности, о максимальной доле акций народного предприятия в общем количестве акций, которой может владеть один работник народного предприятия. Однако, в любом случае работник народного предприятия не может иметь в собственности более 5 процентов акций народного предприятия. В случае превышения указанного размера он обязан продать народному предприятию, а последнее обязано купить излишки акций по их номинальной стоимости.
С макетом устава акционерного общества работников (народного предприятия) можно ознакомиться по книге О.М. Крапивина (Народное предприятие. М.: Научный центр профсоюзов, 1999. С.150–177). В этом макете имеется пункт о включении в состав наблюдательного совета представителя профсоюзной организации:
«22.7. По уполномочию работников первичная профсоюзная организация общества имеет своего представителя в его наблюдательном совете (ст. 16. 3 Закона РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»)».
Кроме того, при «списочной численности работников народного предприятия более одной тысячи человек и при наличии в их составе более 2 процентов работников-неакционеров один представитель работников-неакционеров, выбираемый общим собранием работников не акционеров, должен входить в состав наблюдательного совета» (п.7 ст.12 Закона о народных предприятиях).
При увольнении с народного предприятия работник также обязан продать народному предприятию свои акции, но уже по выкупной стоимости, а народное предприятие обязано выкупить эти акции (п.4 ст.6 Закона о народных предприятиях). Ответственность бывшего работника за неисполнение обязательства по продаже акций Законом о народных предприятиях не установлена
Акции, выкупленные народным предприятием у акционеров, а также дополнительно выпущенные акции, распределяются между всеми имеющими на то право работниками народного предприятия пропорционально суммам их оплаты труда за отчетный финансовый год (ст.5 Закона о народных предприятиях).
Дивиденд по акциям может быть выплачен не чаще одного раза в год.
В ст.4 Закона о народных предприятиях регулируются вопросы уставного капитала народного предприятия. Устанавливается, в частности, что минимальный уставный капитал народного предприятия должен составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации народного предприятия Номинальная стоимость одной акции не должна превышать 20 процентов от МРОТ на дату регистрации народного предприятия.
Статья 8 Закона о народных предприятиях регулирует вопрос продажи акций народного предприятия, находящихся на его балансе. При этом акции народного предприятия, находящиеся на его балансе, полностью или частично могут быть проданы его работникам, а также физическим лицам, не являющимся его работниками, а также - юридическим лицам.
Число акционеров этого закрытого акционерного общества не должно превышать пять тысяч. При превышении указанного числа народное предприятие обязано в течение одного года привести его в соответствие либо преобразоваться в коммерческую организацию иной формы. При невыполнении указанного требования в течение указанного срока народное предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, или уполномоченного на то государственного органа, или органа местного самоуправления.
Закон о народных предприятиях устанавливает, в частности, компетенцию общего собрания акционеров (статья 10), внеочередного общего собрания акционеров (статья 11), наблюдательного совета народного предприятия (статья 12), компетенцию генерального директора народного предприятия (статья 13).
По многим вопросам повестки дня общего собрания акционеров (формирование органов управления, определение максимальных величин долей акций, наделение работников акциями, реорганизация и ликвидация общества) применяется особый принцип голосования: «один акционер – один голос»
В народном предприятии избирается из числа работников – акционеров сроком не менее, чем на 5 лет, ревизионная (контрольная) комиссия
Роль контрольной комиссии народного предприятия более значительна, чем роль ревизионной комиссии в других акционерных обществах. Комиссия контролирует не только финансово - хозяйственную деятельность, но и соблюдение прав акционеров, а также выполнение правил внутреннего трудового распорядка. Решения наблюдательного совета по некоторым вопросам могут быть обжалованы в контрольную комиссию, которая принимает по жалобе обязательное для совета решение (ст.10 Закона о народных предприятиях). В то же время, решения контрольной комиссии могут быть пересмотрены общим собранием акционеров или обжалованы в суд.
Как видим, по ряду особенностей правового положения, обусловленных прежде всего установлением тесной связи труда и капитала, народные предприятия приближаются к производственным кооперативам.
В правовой литературе уже высказаны сомнения в правомерности утверждений о том, что акционерное общество работников является разновидностью классического акционерного общества. Анализ норм Закона от 19 июля 1998 г. свидетельствует о том, что, по существу, им предусматривается создание новой, не известной ГК РФ, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, новой разновидности коммерческой организации (см.: Ломакин Д.В. Что такое народное предприятие // Законодательство. 1998. №11).
Д.В. Ломакин считает, что создание коммерческой организации, не предусмотренной ГК РФ, является явным нарушением законодательства, и ничего, кроме путаницы, не принесет. Однако негативные последствия вступления в силу Закона о народных предприятиях будут весьма незначительны, поскольку единственным способом создания народного предприятия является преобразование в него коммерческих организаций (за небольшим исключением, оговоренным в п.1 ст.2 рассматриваемого закона), «участники которых, находясь в здравом уме и твердой памяти, вряд ли, дадут согласие на проведение сомнительного эксперимента».
Другие авторы, напротив, прогнозируют, что уже в ближайшей перспективе определенная часть акционерных обществ, созданных в результате приватизации, попытается преобразоваться в народные предприятия. Это было бы существенным шагом назад, поскольку восстановило бы фактически бесконтрольную власть менеджмента в таких акционерных обществах, исключило бы возможность привлечения в них инвестиций со стороны и, в конечном счете, нанесло бы вред всей экономике. Поэтому наилучшим выходом, по их мнению, была бы отмена Закона о народных предприятиях (см.: Правовое обеспечение экономических реформ. Предприятия / Отв. ред. Я.И. Кузьминов, В.Д. Мазаев. М., 1999. С. 49).
Вернуться к содержанию раздела