Юридическая интернет-библиотека - www.YuridLit.narod.ru
Добавить в избранное Главная Ссылки Карта сайта
Все права на произведения принадлежат их владельцам. Любое копирование является незаконным.

Хозяйственное (предпринимательское) право



Вернуться к содержанию раздела

15. Управление акционерным обществом.

Управление в акционерном обществе основано на четком разграничении функций, прав и обязанностей распорядительных, исполнительных и контрольного органов. К распорядительным относятся общее собрание акционеров и совет директоров, называемый также наблюдательным советом, к исполнительным - правление (или дирекция) и генеральный директор (или директор); контрольным органом является ревизионная комиссия общества, к которой по своим функциям примыкает независимый аудитор или аудиторская фирма, хотя они и не относятся к органам управления общества.

С позиций административного права постоянное (текущее) управленческое воздействие все системы акционерного общества испытывают со стороны администрации организации, то есть исполнительного органа акционерного общества (см.: Административное право: Учебник/ Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 1999. С.43-44.). Справедливо отмечается также, что в главе 4 ГК РФ, посвященной юридическим лицам наиболее тесно «соприкосновение» гражданско-правовых и административно-правовых регулирующих элементов, таких как управление в акционерном обществе (там же, С. 47).

Кроме того, российский акционерный закон создавался по американской модели, дающей максимум прав директорам и минимум - акционерам. В результате у мелких акционеров, которых большинство, практически нет заинтересованности в том, чтобы участвовать в управлении акционерным обществом. Они редко ходят на общие собрания, а значит, и управление осуществляется практически без их участия.

Все это обуславливает, вопреки сложившейся гражданско-правовой традиции, первоочередное рассмотрение исполнительного органа акционерного общества в общей системе управленческих структур.

Исполнительный орган: генеральный директор и правление акционерного общества

Во внешних отношениях акционерного общества, прежде всего, гражданская правосубъектность юридического лица реализуется его «руководителем». Во внутриорганизационных отношениях опять же на первом месте выступает руководитель, реализующий административную дееспособность в управленческой деятельности. В качестве руководителя выступает всегда генеральный директор (директор) акционерного общества. Именно директор подписывает такие юридически значимые документы как приказы (распоряжения), заявления и жалобы в суд, предпринимательские и иные договоры и т.п. Именно директор выступает от имени общества в правовых отношениях без доверенности, совершает сделки и представляет интересы общества. Типичные полномочия генерального директора могут быть сформулированы в уставе, например, так:

Генеральный директор Общества:

- руководит работой Дирекции, издает приказы, распоряжения, инструкции и другие акты по вопросам, входящим в компетенцию Дирекции;

- представляет интересы Общества в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления;

- в соответствии с действующим законодательством распоряжается имуществом и средствами Общества, представляет его во всех организациях, как в России, так и за рубежом, выдает доверенности, устанавливает порядок подписания договоров и иных сделок от имени Общества;

- назначает на должность и увольняет работников Общества, устанавливает размеры их должностных окладов, поощряет работников, налагает дисциплинарные взыскания;

- заключает договоры и совершает другие юридические действия от имени Общества, открывает и закрывает счета в учреждениях Банков как на территории Российской Федерации, так и за рубежом;

- утверждает положения о структурных подразделениях Общества.

В соответствии со ст.69 Закона «Об акционерных обществах» исполнительный орган может быть либо единоличным, либо единоличным и коллегиальным. Единоличный исполнительный орган должен создаваться в каждом акционерном обществе, а коллегиальный может создаваться, но может и отсутствовать. Выбор структуры исполнительного органа принадлежит, как правило, самому обществу. (см.: Лаптев В.В. Акционерное право. М.,1999. С.86-87).

Федеральным законом "Об акционерных обществах" строго оговорен срок полномочий только одного органа управления - совета директоров (наблюдательного совета). Этот срок – один год. Что касается исполнительного органа, то срок его полномочий устанавливается общим собранием акционеров или указывается в уставе.

Целесообразно утвердить в составе внутренних документов акционерного общества Положение о генеральном директоре акционерного общества (проект см.: Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., 1999. С.695-697).

К коллегиальным исполнительным органам управления относится правление (дирекция) акционерного общества

Этот орган управления в акционерной практике не стал пока самостоятельным органом, статус которого он приобрел по Закону. Этому способствует и то, что в Законе "Об акционерных обществах" существует явный пробел: ни слова не сказано о том, как именно образуется правление, минимальное число членов правления, какова сама процедура избрания или назначения членов правления. Правление продолжают воспринимать на практике как «орган при директоре», тогда как это исполнительный орган общества со своей компетенцией, коллегиальным порядком принятия решений и ведением документации, подтверждающей факты коллегиального обсуждения и принятия решений на его заседаниях (проект Положения о правлении см.: Кашанина Т.В. Корпоративное право. М., 1999. С.689-695).

В акционерном законодательстве в ближайшее время могут быть ослаблены позиции исполнительных органов акционерного общества. В случае выявления фактов недобросовестности со стороны членов правления или генерального директора совет директоров сможет, не дожидаясь собрания акционеров, приостановить полномочия исполнительных органов и назначить новых менеджеров на временной основе. После этого необходимо будет созвать внеочередное собрание акционеров и избрать заново исполнительные органы (см.: Мелкие акционеры получают права. А менеджеры предприятий – головную боль // Коммерсант, 2000, 3 июня).

Совет директоров

Совет директоров – это, пожалуй, центральный орган в общей системе органов управления. Этот орган, действительно, напоминает «правительство», влияющее активно как на «законодателей» (собрание акционеров), так и на исполнительные органы общества.

По Гражданскому кодексу РФ (п. 2 ст. 103), Совет директоров создается в обществе с числом акционеров более 50. Закон же допускает создание совета директоров и в обществе с меньшим количеством акционеров-владельцев голосующих акций. Если Совет директоров не избирается, его функции возлагаются на Общее собрание. В данном случае в уставе общества указывается, какое лицо или какой орган общества обязан решать вопросы о созыве общего собрания и утверждении его повестки дня.

Совет директоров имеет свою «безусловную» компетенцию, определяемую Законом:

- определение приоритетных направлений деятельности общества;

- созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров (за исключением случаев, когда по требованию органов и лиц, определенных в Законе, совет директоров не принял решения о созыве внеочередного собрания или принял решение об отказе от его созыва, и внеочередное собрание созывается лицами, требующими его созыва);

- утверждение повестки дня общего собрания акционеров;

- определение даты составления списка акционеров, имеющих право на участие в общем собрании;

- другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров в соответствии с положениями гл.7 Закона и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;

- определение рыночной стоимости имущества;

- приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом;

- рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определения размера оплаты услуг аудитора;

- рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;

- утверждение внутренних документов общества, определяющих порядок деятельности органов управления общества;

- создание филиалов и открытие представительств общества;

- принятие решения об участии общества в других организациях (кроме участия общества в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций);

- заключение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением обществом имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости активов общества на дату принятия решения о совершении такой сделки;

- заключение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

К компетенции «с условием» относятся вопросы, которые совет директоров будет решать при условии их отнесения к его компетенции уставом общества.( о внесении изменений и дополнений в устав общества, связанных с увеличением уставного капитала общества, участие в холдингах, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций и др.).

И, наконец, к «дополнительной» компетенции относят компетенцию совета директоров по решению вопросов, которые не учтены в числе вопросов безусловной компетенции, но их решение советом директоров определяется уставом общества. Например, определение и утверждение перечня сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну (подробнее об этом см.: Могилевский С.Д. Указ. соч. С.133-134).

В соответствии с Законом Совет директоров ежегодно переизбирается. Его члены могут вновь избираться неограниченное число раз (ст.66 Закона). Закон предусматривает возможность досрочного прекращения по решению общего собрания полномочий Совета директоров в целом, либо отдельных его членов.

В Законе не указано, кто может быть избран в совет директоров. Особые требования к кандидатам устанавливаются уставом общества или внутренним документом, утвержденным Общим собранием. Так, устав общества может предусматривать, что члены совета директоров выбираются из числа акционеров общества, владеющих, например, не менее 10 процентами голосующих акций. Как правило, устанавливаются ограничения для лиц, состоящих членами Совета директоров другого общества, или входящих в его коллегиальный исполнительный орган, либо иным образом представляющих интересы иных предприятий.

Юрист (начальник юридической службы), главный бухгалтер, другие главные специалисты аппарата управления могут входить в Совет директоров, но члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять большинство. Данное требование связано с функцией контроля Совета директоров за деятельностью коллегиального исполнительного органа. По этим же основаниям не допускается совмещение единоличного исполнительного органа с должностью председателя совета директоров.

Выборы членов совета директоров общества, в котором количество акционеров, владеющих обыкновенными акциями, более одной тысячи, осуществляются кумулятивным голосованием. В уставе общества, с количеством акционеров-владельцев обыкновенных акций менее одной тысячи может быть предусмотрено избрание Совета директоров кумулятивным голосованием, когда количество голосов, приходящихся на одну голосующую акцию, равно числу голосов членов Совета директоров. Акционер может отдать все голоса, которыми он располагает, за одного кандидата в Совет директоров или распределить голоса между несколькими кандидатами. Значение кумулятивного голосования заключается в том, что акционеры, владеющие небольшим пакетом акций, скоординировав свои действия, могут повлиять на состав членов Совета директоров. При кумулятивном голосовании переизбрать можно лишь в целом Совет директоров, а не отдельных его членов.

Количественный состав Совета директоров определяется уставом общества или решением общего собрания. Однако он не может быть менее 7 членов в открытом акционерном обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций общества более одной тысячи. В обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций более 10 тысяч число членов совета директоров должно быть не менее 9.

Организует работу совета директоров, созывает его на заседания и председательствует на них, если иное не предусмотрено уставом общества, председатель Совета директоров. Председатель Совета директоров избирается членами Совета директоров общества из их числа большинством голосов, если иное не предусмотрено уставом общества.

Совет директоров вправе в любое время переизбрать председателя совета директоров (ст.67 Закона). Уставом общества может быть предусмотрена возможность принятия решений Советом директоров заочным голосованием (опросным путем), в уставе может быть закреплен перечень вопросов, по которым разрешается принятие решении заочным голосованием.

Кворум для проведения Совета директоров устанавливает также устав общества, но он не может быть менее половины от числа избранных членов Совета директоров.

Председатель Совета директоров вправе отказать в созыве совета директоров, если решение предлагаемых вопросов не отнесено Законом и уставом общества к его компетенции. Неосновательный отказ в созыве и проведении заседания Совета директоров может послужить основанием для переизбрания председателя (по ст.67 Закона). Устав общества может устанавливать примерный перечень оснований для его переизбрания.

В Законе не предусмотрена должность заместителя председателя Совета директоров. На практике, если Совет директоров состоит из 9, 11 и более членов, заместитель председателя часто избирается. Такое право может быть установлено уставом общества.

Закон не устанавливает периодичность заседаний Совета директоров. Совет директоров должен заседать так часто, как это необходимо для решения вопросов, отнесенных к его компетенции. В этом случае назначает заседание председатель Совета директоров. Закон (ст. 68) предоставляет право требовать созыва совета директоров - членам Совета директоров и ревизионной комиссии, аудитору общества, членам исполнительного органа. Это право может быть предоставлено уставом общества иным лицам, круг которых определяется здесь же.

Решения, принятые Советом директоров на заседании, на котором присутствовало менее половины из числа его членов, являются недействительными.

По результатам заседания Совета директоров составляется протокол, который подписывается председательствующим на заседании. Председательствующий несет ответственность за правильность составления протокола, а также за его отсутствие.

Иногда возникает вопрос о понятии «наблюдательный совет». Является ли оно самостоятельным? При ответе на это вопрос надо иметь в виду следующее.

В нашем Законе немало заимствований из зарубежного законодательства, причем подчас иностранные понятия в нашей интерпретации меняют свой смысл на полностью противоположный. Так получилось с Наблюдательным советом, - понятием, заимствованным из немецкого корпоративного законодательства. В итоге этот термин оказался не то синонимом понятия "Совет директоров", не то еще одним органом управления, по компетенции полностью совпадающим с Советом директоров. В немецком же законодательстве этим термином называется активная часть акционеров, контролирующих деятельность Совета директоров - то есть орган самоуправления, не наделенный властными полномочиями.

В российской акционерной практике порой создается Наблюдательный совет, как видно, в качестве органа тождественного по своей компетенции совету директоров и заменяющего последний. К примеру, такой совет из 11-ти физических лиц создан в ОАО «Инвестиционная фирма «Саха - Инвест» (см.: Дело. 2000. №14. С.16).

Общее собрание акционеров

Собрание акционеров высший орган акционерного общества. Но здесь возникает вопрос: является оно высшим органом управления общества или нет? В соответствии с п.1 ст.47 Закона «Об акционерных обществах» - да, а по законодательству других стран, например §277 венгерского Закона «О хозяйственных обществах» и §184 Торгового кодекса Чехии и Словакии, нет. В литературе высказано суждение о том, что собрание акционеров не может быть высшим органом управления акционерного общества. Из-за того, что оно собирается на свои заседания лишь периодически, причем через большие промежутки времени (как правило, раз в год), оно не способно вести текущие дела общества и осуществлять его представительство вовне. Собрание акционеров именно законодатель, своими решениями оно направляет деятельность общества в конкретное русло и осуществляет определенный контроль за органами управления. По этим причинам некоторые авторы предлагают исключить из Закона «Об акционерных обществах» указание на принадлежность собрания акционеров к органам управления (см.: Метелева Ю. Общее собрание акционеров: его роль и возможности влияния акционеров на принимаемые решения // Хозяйство и право. 1998. №1. С.31).

В отношении компетенции собрания акционеров в развитых правовых системах наблюдается тенденция сужения ее в законодательном порядке. Если раньше в германском и французском законодательстве указывалось, что собрание акционеров может принять к рассмотрению практически любые вопросы, кроме тех, которые законом или уставом переданы для разрешения иным органам, то ныне устанавливают исчерпывающий перечень прав собрания акционеров. Такую тенденцию можно объяснить тем, что к концу ХХ века акционерная форма предприятия достигла зрелости в своем развитии и уже четко определилось оптимальное соотношение полномочий различных органов общества, так что нет надобности предоставлять собранию акционеров слишком широкие полномочия. Так, большинство американских ученых считают, что система управления, опирающаяся в основном на решения акционеров, была бы подобна государству, управляемому путем постоянного проведения референдумов (см.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России. М., 1996. С.57-58.

В законодательстве, как правило, предусматривается определенный стандартный набор прав собрания акционеров: изменение устава, увеличение или уменьшение уставного капитала, назначение членов совета директоров (а в некоторых странах и членов правления, ревизоров), утверждение годовых отчетов совета директоров, принятие решения о реорганизации и ликвидации общества. Тем не менее в законодательстве каждой страны есть особенности, касающиеся деталей компетенции собрания акционеров (см.: Метелева Ю. Указ.соч.).

Российский Закон «Об акционерных обществах» обязывает акционерные общества раз в год проводить общее собрание акционеров в сроки, определенные уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Эти сроки установлены для обеспечения своевременного подведения итогов хозяйственной деятельности обществ и эффективного контроля по результатам года. Помимо годового, возможны внеочередные общие собрания акционеров, созываемые по мере необходимости.

Компетенция общего собрания определена ст.48 Закона, правила которой относятся как к годовым, так и к внеочередным собраниям. Однако, в ст.47 имеется указание на то, что ряд вопросов решаются на годовом общем собрании: избрание Совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждение аудитора общества, рассмотрение годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков. Перечисленные вопросы могут быть рассмотрены не только годовым общим собранием. Возможны обстоятельства, при которых потребуется решить их на внеочередном общем собрании. Это возможно, например, если единственный ревизор общества выбыл задолго до окончания финансового года и существует срочная необходимость назначить нового ревизора. Обсуждение финансового положения общества также допустимо на внеочередном собрании акционеров, созванном по результатам внешней проверки, проведенной, скажем, государственным контролирующим органом.

Перечень вопросов, которые должны рассматриваться общим собранием, составляет 20 позиций, а в п.21 ст.48 Закона упомянуты и иные вопросы, решать которые уполномочено собрание акционеров. Компетенция общего собрания не безгранична - часть властных полномочий закреплена Законом за Советом директоров (наблюдательным советом) или за исполнительным органом общества. Ст.65 Закона определяет компетенцию Совета директоров (наблюдательного совета). Согласно п.1 ст.64 Закона, вопросы, входящие в компетенцию Совета директоров (наблюдательного совета), может решать Общее собрание акционеров, выполняющее в силу устава функции указанного органа, но лишь с числом акционеров-владельцев голосующих акций менее пятидесяти.

Ряд полномочий общего собрания акционеров может осуществлен только им и не подлежит передаче другому органу общества. Это подавляющее большинство полномочий, указанных в п. 1 ст. 48 Закона. Совету директоров (наблюдательному совету) уставом общества или специальным решением общего собрания может быть передано решение вопросов о внесении изменений и дополнений в устав общества, а именно:

- об увеличении уставного капитала (п.2 ст.28 Закона);

- об образовании исполнительных органов общества и досрочном прекращении их полномочий (см. п.3 ст.69 Закона).

Такое важное полномочие, как право размещения облигаций и иных ценных бумаг общества, также закреплено за Советом директоров (наблюдательным советом) (см. п. 2 ст. 33 Закона), если иное не предусмотрено уставом общества.

В ряде случаев общее собрание акционеров реализует свои полномочия во взаимодействии с Советом директоров (наблюдательным советом). Так, все вопросы, связанные с реорганизацией общества (слиянием, присоединением, разделением, выделением и преобразованием) и его ликвидацией предварительно обсуждаются в Совете директоров (наблюдательном совете) и только по его решению передаются на рассмотрение общего собрания (см. п.2 ст.16, п.2 ст.17, п.2 ст.18, п.2 ст.19, п.2 ст.20, п.2 ст.21 Закона). Совет директоров (наблюдательный совет), согласно п. 1 ст. 56 Закона, уполномочены давать предложения по количественному и персональному составу счетной комиссии, утверждаемому общим собранием. Решение о выплате годовых дивидендов также принимается общим собранием по рекомендации Совета директоров (наблюдательного совета), причем их размер не может быть больше рекомендованного Советом директоров (п.3 ст. 42 Закона).

Говоря о рамках компетенции общего собрания акционеров, следует отметить, что оно по своей природе не может участвовать в оперативном управлении делами общества и, следовательно, вмешиваться в текущую деятельность исполнительных органов.

Участниками общего собрания, обладающими правом голоса, в соответствии со ст.49 Закона, являются как владельцы обыкновенных акций общества, так и владельцы привилегированных акций в случаях, предусмотренных Законом и уставом общества. При определении количества голосов, принадлежащих акционеру, действует общий принцип - "одна акция - один голос". Но по некоторым категориям голосующих привилегированных акций владельцу может быть предоставлено несколько голосов на одну акцию.

Решения общего собрания принимаются большинством голосов владельцев голосующих акций, принимающих в нем участие. Подсчет голосов производится совместно по всем голосующим акциям за исключением некоторых случаев, предусмотренных Законом или уставом. Такое исключение предусмотрено, в частности, п.3 ст.83 Закона, где речь идет о заключении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность.

Решения по вопросам, перечисленных в подпунктах 1-3, 5 и 18 п.1 ст.48 Закона, принимаются квалифицированным большинством в три четверти акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров. Это:

- внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава в новой редакции;

- реорганизация и ликвидация общества, включая утверждение промежуточных и окончательного ликвидационных балансов;

- определение предельного размера объявленных акций;

- совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением имущества общества, в случаях, предусмотренных ст.79 Закона.

Приведенный перечень показывает, что квалифицированное число голосов требуется при решении наиболее важных для существования и деятельности общества вопросов. Требование квалифицированного большинства способствует обеспечению прав меньшинства акционеров. В числе других мер, направленных на обеспечение прав акционеров, следует упомянуть такое важное правило, как запрещение принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, а также изменять повестку дня.

Одна из форм реализации права акционеров на получение информации о деятельности общества - сообщение всем акционерам решений, принятых общим собранием и итогов голосования по этим решениям. Не имеет значения, принимал ли акционер участие в работе общего собрания и принятии решений, эти сведения должны быть сообщены ему в порядке и в сроки, предусмотренные Законом и уставом общества, но не позднее 45 дней с даты принятия решений.

Выяснение мнения акционеров по вопросам, входящим в компетенцию общего собрания, возможно не только непосредственным голосованием акционеров или уполномоченных ими представителей, но и методом индивидуального опроса без явки акционеров на собрание. Заочное голосование допускается по любым вопросам деятельности общества за исключением перечисленных в п.1 ст.47 - избрание Совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждение аудитора общества, об утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков общества, о распределении прибылей и убытков общества. Вместе с тем, буквальное следование тексту ч.II п.1 ст.50 Закона создает непреодолимые трудности для открытых обществ, в которых число акционеров исчисляется тысячами и даже сотнями тысяч. Созвать общее собрание с кворумом, согласно ст.58 Закона, в этих случаях крайне затруднительно.

Действующие правила дают возможность провести общее собрание с небольшим количеством участников, что следует из п.2 ст.58 Закона, разрешающего "смешанное голосование". При определении кворума и подведении итогов голосования учитываются разосланные акционерам бюллетени для голосования, полученные обществом не позднее чем за два дня до даты проведения общего собрания акционеров.

Например, ОАО «Сибнефть-Омский НПЗ» объявляет о проведении 26 декабря 2000г. внеочередного общего собрания акционеров «в форме совместного присутствия, лиц, имеющих право на участие в собрании, с возможностью заочного голосования». При этом сразу же предупреждает своих акционеров, что будут при определении кворума собрания и подведении итогов голосования будут учитываться надлежаще подписанные бюллетени, полученные счетной комиссией не позднее 23 декабря 2000 года (см.: Рос. газета. 2000. 23 нояб.).

Порядок проведения заочного голосования Законом не установлен. Однако, постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России от 20 апреля 1998г. №8 утверждено Положение о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования (Экономика и жизнь. 1998. №22).

Выносимые для заочного голосования вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы на них мог быть дан однозначный ответ. Обязательно указание срока для ответа, соблюдение которого фиксируется официальной отметкой почты. Бюллетени для голосования обязательно рассылаются заказными письмами. При этом дата направления акционерам бюллетеней для голосования должна быть не позднее 30 дней до даты окончания срока приема обществом бюллетеней (п.9 Положения). Следует также продумать меры против возможности фальсификации результатов голосования. В уставе общества надо определить срок, в течение которого акционерам сообщаются результаты заочного голосования. Для действительности решения, принятого методом опроса, необходимо, чтобы в нем участвовали акционеры, которые в совокупности владеют не менее чем половиной голосующих акций (п.16 Положения). Заочное голосование осуществляется по бюллетеням, составленным в основном в соответствии с теми же правилами, которые действуют в отношении бюллетеней, предназначенных для голосования на собрании (ст.60-62 Закона). Вместо даты и времени проведения собрания в них указываются дата окончания срока приема бюллетеней для голосования (п.12 Положения)

Акционеры осуществляют свое важнейшее право участвовать в решении вопросов деятельности общества через общее собрание. Каждый акционер, обладающий голосующими акциями, пользуется правом голоса в общем собрании. Но к участию в нем могут быть допущены только акционеры, включенные в реестр общества в соответствии с правилами главы VI Закона (ст.44-46). Необходимо учитывать также не противоречащие этим нормам положения Указов Президента РФ "О мерах по обеспечению прав акционеров" и "О дополнительных мерах по обеспечению прав акционеров".

Список акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании, составляется на основании реестровых записей. Закон не определяет, какой именно орган общества составляет этот список. Следует считать, что список составляет исполнительный орган общества на основании решения Совета директоров о созыве Общего собрания. Список составляется в соответствии с данными реестра, действительными на определенную дату, которая указывается Советом директоров. Дата составления списка должна быть увязана с назначенной датой проведения Общего собрания. Закон запрещает использовать данные реестра акционеров, существовавшие более чем за 60 дней до дня проведения Общего собрания. Очевидно, что за такой срок могут произойти изменения и в составе акционеров, и в количестве принадлежащих им голосующих акций.

Акционеры вправе участвовать в общем собрании как лично, так и через представителя, которым может считаться и номинальный держатель акций. На него возлагается обязанность предоставления сведений об акционерах, в чьих интересах он "держит" акции. Сведения относятся к владельцам акций, представленных номинальным держателем, на момент составления списка акционеров для участия в Общем собрании.

Список акционеров должен быть составлен в соответствии с требованиями Закона, в противном случае он не может считаться документом, обосновывающим право акционера на участие в Общем собрании. Специальных требований к форме списка Закон не предъявляет. Однако, в нем обязательно указывается имя акционера (фамилия, имя и отчество), а для юридических лиц - наименование (полное и сокращенное - в точном соответствии с реестровыми записями государственной регистрации), адрес, которым обозначается место жительства (для физических лиц) или место нахождения (для юридических лиц). В списке против наименования каждого акционера следует указать количество и категорию (тип) акций, которые ему принадлежат, что позволяет идентифицировать реальных участников Общего собрания и избежать каких-либо нежелательных манипуляций в процессе проведения голосования по повестке дня.

Список акционеров может быть проконтролирован самими заинтересованными лицами - акционерами, желающими принять участие в Общем собрании. Зарегистрированные в реестре акционеры, обладающие не менее чем 10% голосов, вправе потребовать для ознакомления весь список в целом. Но и каждый акционер может выяснить, включен ли он в список и правильно ли указаны требуемые Законом реквизиты. Обязанность представить список для ознакомления возлагается на исполнительный орган общества.

В Законе нет указаний на санкции, которые могут быть применены в случае нарушения обязанности информирования заинтересованных лиц о содержании списка акционеров. Если при составлении списка были допущены нарушения, то они должны быть устранены исполнительным органом общества по требованию заинтересованного лица. Внесение исправлений допускается в двух случаях: если нарушены права лиц, не включенных в список на дату его составления, или возникла необходимость устранения ошибки, имевшей место при составлении списка. Отсюда очевидно, что лицо, которое стало акционером после даты составления списка, не вправе претендовать на участие в том Общем собрании, в связи с проведением которого составлен список.

Извещение о предстоящем Общем собрании направляется всем включенным в список акционерам. Предусмотрены два способа извещения - рассылка письменных уведомлений каждому акционеру или опубликование в печати информации (объявления) об Общем собрании. При этом решение вопроса о способе извещения Закон относит на усмотрение Общего собрания, воля Общего собрания может быть закреплена в уставе общества либо выражена в его решении, специально принятом по этому вопросу. Исполнительный орган или Совет директоров не могут использовать иную форму извещения, чем та, которую предусмотрело общее собрание. Если в уставе или решении общего собрания нет указаний о форме извещения, то применяется диспозитивная норма закона: уведомление о проведении собрания направляется акционеру заказным письмом с приложением бюллетеней для голосования. Наряду с предписанными Законом способами извещения дополнительно могут быть использованы и другие - информация по радио или телевидению.

Срок предварительного уведомления о предстоящем Общем собрании Закон связывает с числом акционеров-владельцев голосующих акций. При наличии в списке более тысячи таких акционеров, уведомление должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания. Для обществ с указанной численностью владельцев голосующих акций срок уведомления может быть увеличен. Если владельцев голосующих акций в списке менее тысячи, то срок извещения может быть сокращен.

Содержание информации о проведении Общего собрания также определено Законом. Акционер должен получить сведения о том, где и когда состоится собрание, кто имеет право в нем участвовать, какие вопросы включены в повестку дня, с какими материалами к собранию и в каком порядке можно ознакомиться. Уведомление может включать и иную информацию, которую исполнительный орган общества признает целесообразным довести до сведения акционеров.

В процессе подготовки к проведению собрания акционеров в обязательном порядке должны быть представлены материалы, перечисленные в п. 4 ст. 52 Закона. Прежде всего, речь идет об информации, которая необходима для очередного (годового) собрания. Сюда входят: годовой отчет общества, заключение ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год, сведения о кандидатах в Совет директоров и ревизионную комиссию. При необходимости внесения изменений и дополнений в устав общества или принятия устава в новой редакции, проект изменений также доводится до сведения акционеров. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг России вправе расширить перечень материалов, которые в обязательном порядке должны направляться акционерам при подготовке Общего собрания. По усмотрению Совета директоров или исполнительного органа общества в адрес акционеров могут быть направлены любые дополнительные материалы. Содержание информационных материалов к проведению внеочередного собрания определяется с учетом повестки дня и предмета обсуждения на собрании.

Если акции находятся в руках номинального держателя, зарегистрированного в реестре акционеров, то извещение о предстоящем Общем собрании и необходимые материалы направляются в его адрес. В этом случае номинальный держатель акций выполняет роль промежуточного звена между своими клиентами и акционерным обществом и должен известить их о назначенном собрании.

Разработка повестки дня собрания акционеров осуществляется исполнительным органом общества и утверждается Советом директоров. Вместе с тем, в выработке повестки дня могут принять участие и акционеры. Предложения в повестку дня годового Общего собрания, выдвижение кандидатов в Совет директоров (наблюдательный совет) и ревизионную комиссию могут исходить от акционеров (акционера) при условии, что им (ему) принадлежит не менее 2% голосующих акций и после окончания финансового года прошло не более 30 дней (уставом общества может быть предусмотрен более поздний срок). Есть и другие ограничения: предложений, исходящих от указанных акционеров, не должно быть более двух, а число выдвинутых кандидатов не может превышать предусмотренного уставом числа членов соответствующего руководящего органа.

Предложения к повестке дня подаются в письменной форме, устные - не принимаются и не рассматриваются. В предложениях должно содержаться указание на мотивы, по которым вопрос нуждается в рассмотрении на Общем собрании. Немотивированные предложения не рассматриваются. Акционеры, выступающие с предложениями о повестке дня собрания, сообщают о себе: имя (имена), какие акции (категория, тип) и в каком количестве им принадлежат. Акционер - юридическое лицо выступает под своим зарегистрированным фирменным наименованием. Предложение от его имени должен оформить орган юридического лица.

Если происходит выдвижение кандидатов в Совет директоров или в ревизионную комиссию, то должны быть сообщены сведения о личности кандидатов и тех акционерах, которые их выдвигают. Акционеры, выдвигающие кандидата в состав органов общества, обязаны указать, какими акциями (категория, тип) они владеют и в каком количестве. Кандидатами в состав Совета директоров и в ревизионную комиссию могут быть как акционеры данного общества, так и лица, не являющиеся его акционерами

К сожалению, в практике порой еще бытует мнение о том, что допустимо выдвижение в качестве кандидатов и юридических лиц. В таком случае при избрании юридического лица в состав Совета директоров или в состав ревизионной комиссии вопрос о персональном представительстве будет решать юридическое лицо. В единичной акционерной практике это может быть и орган юридического лица и любой его работник, наделенный соответствующими полномочиями. К примеру, в число кандидатов в члены Совета директоров ОАО «Братсккомплексхолдинг» в 1999 году, наряду с физическими лицами, было включено юридическое лицо – ЗАО «Илим Палп Энтерпрайз» (см.: Братский лесохимик, 1999, 4 июня). В состав директоров ОАО «Производственное объединение «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» в 1999 году входили три юридических лица, а в 2000 году в качестве члена Совета директоров избрано ЗАО «Промышленно-финансовый альянс» (см.: Дело. 2000. №13).

Думается, что такой подход противоречит п.3 ст.60 Закона, предписывающей включать в бюллетень для голосования по вопросу об избрании члена совета директоров сведения о кандидате с указанием его фамилии, имени, отчества. В новейшем акционерном законодательстве предполагается прямо закрепить, что членом совета директоров может быть только физическое лицо (см.: Документальное приложение).

Предложения к рассмотрению на Общем собрании акционеров рассматривает и включает в повестку дня Совет директоров общества, принявший решение о проведении собрания. В Законе приводится исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых Совет директоров вправе отказать во включении предложения в повестку дня:

- несоблюдение срока подачи предложения;

- отсутствие у инициатора необходимого числа голосующих акций;

- неполнота данных, которые должны быть в предложении;

- несоответствие предложения требованиям Закона и других нормативных актов России.

Если устав общества, например, запрещает избрание в состав Совета директоров лиц, входящих в органы управления других хозяйственных обществ, то выдвижение кандидатуры такого лица нарушает п.2 ст.66 Закона. Уставом могут быть предусмотрены и иные ограничения - например, запрет на включение в состав руководящих органов общества лиц, имеющих судимость за совершение корыстных преступлений. Во всяком случае, Закон никак не ограничивает возможности общества позаботиться о качественном составе своих руководителей.

Мотивированный отказ включить в повестку дня Общего собрания должен быть сообщен Советом директоров лицу, внесшему предложение, в трехдневный срок, который исчисляется с даты поступления предложения в общество. Сообщать о том, что предложение включено в повестку дня, не обязательно, так как каждому акционеру посылается письменное уведомление о повестке дня Общего собрания. Решение об отказе включить предложение в повестку дня может быть обжаловано в суд.

Процедура подготовки собрания в итоговом виде изложена в ст.54 Закона, во многом повторяющей правила предыдущих статей. Совет директоров акционерного общества или другие лица, созывающие собрание, определяют дату, место и время его проведения. Для очередного, годового собрания сроки его проведения определены п.1 ст.47 Закона, дата собрания устанавливается Советом директоров. Дата проведения внеочередного Общего собрания устанавливается назначившим его Советом директоров либо соотносится с датой предъявления уполномоченными лицами требования о проведении внеочередного собрания. Назначение места проведения собрания производится по усмотрению руководящих органов общества - Закон не устанавливает на этот счет обязательных правил. Целесообразно, однако, проводить собрание в месте нахождения органов управления общества, что дает определенные преимущества в смысле организационного обслуживания. Формирование и утверждение повестки дня осуществляет Совет директоров: для годового собрания - по вопросам, указанным в п.1 ст.47 Закона, иным вопросам, которые считает необходимым обсудить, а также по вопросам, которые включаются в повестку дня по предложению акционеров; для внеочередного собрания круг вопросов определяется усмотрением Совета директоров и требованиями акционеров. Дата составления списка акционеров, имеющих право голосовать в Общем собрании, определяется в соответствии со вторым абзацем п.1 ст.51 Закона. О порядке сообщения акционерам информации о проведении собрания говорится в ст.52 Закона, так же как и о материалах, которые должны быть им направлены. Совет директоров акционерного общества определяет также форму и текст бюллетеней для голосования согласно ст.60 Закона.

Деятельность акционерного общества может потребовать незамедлительного решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров. В этом случае созывается внеочередное Общее собрание акционеров.

Закон наделяет полномочиями по созыву внеочередного собрания Совет директоров, ревизионную комиссию (ревизора) и аудитора общества.

Внеочередное общее собрание также должно быть созвано, если такое требование высказано акционерами, которые владеют не менее, чем 10 процентами голосующих акций. Возможность потребовать созыва внеочередного собрания акционерами, представляющих меньшинство в общем собрании, и лишь в совокупности владеющих 10 процентами голосующих акций, позволяет рядовым акционерам осуществлять свои права на участие в управлении обществом. Внеочередное собрание может проводиться путем совместного присутствия акционеров и заочного голосования.

Обеспечению прав акционеров и ограничению возросшей компетенции Совета директоров соответствует положение Закона о том, что Совет директоров не вправе изменить своим решением форму проведения внеочередного Общего собрания, если лица, требующие созыва высшего органа общества указали в своем требовании форму проведения Общего собрания (ч.2 ст.55). Совет директоров обязан обеспечить проведение внеочередного Общего собрания не позднее 45 дней со дня представления соответствующего требования.

Решение о созыве внеочередного собрания либо об отказе от его созыва должно быть принято в течение 10 дней со времени поступления требования о его созыве ревизионной комиссией (ревизором), аудитором общества или акционерами, владеющими в совокупности не менее 10 процентами голосующих акций.

Закон «Об акционерных обществах» содержит закрытый перечень оснований для отказа в созыве внеочередного собрания:

- не соблюден установленный Законом порядок предъявления требования о созыве собрания (например, требование сообщено не в письменной форме, либо отсутствует мотивировка необходимости рассмотрения предложенных вопросов);

- акционер (акционеры), являющиеся инициаторами созыва внеочередного собрания, владеют в совокупности менее чем 10 процентами голосующих акций;

- предложенные вопросы для внесения в повестку дня не соответствуют требованиям Закона или иных правовых актов России;

- рассмотрение предлагаемых вопросов является компетенцией иных органов общества (например, совета директоров), а не общего собрания.

К нормам, закрепляющим права акционеров, следует отнести положения Закона (п.2 ст.55) о том, что Совет директоров не вправе вносить изменения в формулировки вопросов повестки дня внеочередного Общего собрания созываемого по инициативе акционеров, ревизионной комиссии (ревизора) или аудитора общества.

В случае отказа Совета директоров созвать внеочередное собрание акционеров (к отказу приравнивается не принятие в установленный срок решения о созыве), собрание может быть созвано лицами, требующими его созыва.

Общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в установленном порядке в повестку дня этого собрания. Иначе, такое решение в силу ст.168 ГК РФ будет являться недействительным.

ОАО "Белгородрыба" (в лице конкурсного управляющего) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к ОАО "Белрыба-96" о признании недействительным решения общего собрания акционеров АООТ "Белгородрыба" от 26.04.96 в части внесения в уставный капитал ОАО "Белрыба-96" имущества и оборудования на сумму 27921785000 руб.

Решением Арбитражного суда Белгородской области иск удовлетворен в полном объеме. Как следует из материалов дела, 26.04.96 общим собранием акционеров АООТ "Белгородрыба" было принято решение об участии в учреждении вновь создаваемого общества - ОАО "Белрыба-96". Одним из предметов данного спора являлось решение общего собрания акционеров АООТ "Белгородрыба" от 26.04.96 в части внесения в уставный капитал вновь создаваемого общества имущества и оборудования на сумму 27921785000 руб. Как посчитала кассационная инстанция названное решение собрания акционеров затрагивает права и интересы истца и влечет для него определенные правовые последствия, как для участника гражданских правоотношений (банкротство по причине передачи основных активов вновь созданному ОАО «Белрыба-96»), поэтому, в соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ, он был вправе обратиться за судебной защитой своих прав и законных интересов.

Согласно ст.52 Закона сообщение акционерам о проведении общего собрания акционеров осуществляется путем направления им письменного уведомления или опубликования информации. Форма сообщения акционерам о проведении общего собрания определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров. Пунктом 6.1 Устава АООТ "Белгородрыба" предусмотрено, что письменное уведомление о созыве собрания и его повестка дня должно быть направлено каждому акционеру не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения заказным письмом по адресу, указанному в реестре акционеров. По решению собрания уведомление может осуществляться путем опубликования в определенной газете соответствующего объявления и информации о повестке дня. Этим же пунктом устава предусмотрено, что повестка дня не может быть изменена после уведомления.

Арбитражный суд установил, что опубликованное в газете "N-ская городская правда" извещение о проведении 26.04.96 общего собрания акционеров, содержало информацию о повестке дня, куда не был включен вопрос о вхождении АООТ "Белгородрыба" в качестве соучредителя во вновь создаваемое акционерное общество и внесении в уставный капитал последнего в качестве учредительного взноса имущества и оборудования АООТ "Белгородрыба". Таким образом, арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что решение, принятое по этому вопросу собранием акционеров не соответствует требованиям пункта 6 ст.49 Закона "Об акционерных обществах", предусматривающего, что общее собрание акционеров не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, и, в силу ст.168 Гражданского кодекса РФ, является недействительным.

Доводы ответчика, утверждавшего, что при подготовке к проведению общего собрания акционеров Советом директоров АООТ "Белгородрыба" была определена повестка дня (включающая спорный вопрос), доведенная до сведения акционеров путем дополнительного их информирования (по списку акционеров, под роспись) - противоречат положениям п.6 ст.49, п.3 ст.52 Федерального закона "Об акционерных обществах, п.6.1 Устава АООТ "Белгородрыба" (подробнее см.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 1999 года по делу № А-08-2185/98-11-15)

В начало страницы

Вернуться к содержанию раздела


Для полноценного отображения данной страницы необходимо:

  • открыть её с помощью MS Internet Explorer v.4.0+, Opera v.8.0+, Netscape Navigator v.6.0+ либо Mozilla v.1.5+;

  • активировать поддержку JavaScript;

  • дождаться полной загрузки.

Rambler's Top100

О своих пожеланиях, замечаниях и жалобах на неработающие ссылки или ошибки пишите - maylz555@mail.ru

Copyright © 2005-2006, MayLZ


Hosted by uCoz