|
Вернуться к содержанию раздела |
5. Устав акционерного общества.
Акционерное общество является юридическим лицом, действующим на основании устава. Ввиду этого немаловажное значение имеет вопрос о юридической природе и содержании устава.
1. Содержание устава акционерного общества должно соответствовать требованиям, изложенным в Гражданском кодексе России. В уставе акционерного общества должны также содержаться сведения, предусмотренные Законом «Об акционерных обществах».
Устав общества должен содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное фирменные наименования общества;
- место нахождения общества;
- тип общества (открытое или закрытое);
- количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
- права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);
- размер уставного капитала общества;
- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
- порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
- сведения о филиалах и представительствах общества;
- иные положения, предусмотренные Законом «об акционерных обществах»
Закон определяет сведения, обязательные для включения в устав, и те, которые могут быть в него внесены наряду с обязательными. Например, в обязательном порядке в уставе должны быть определены права акционеров, предоставляемые акциями общества каждой категории (типа), которые оно соответственно размещает. При отсутствии указанного положения в уставе акционерное общество не вправе размещать дополнительные акции таких категорий (типов).
Устав коммерческой организации, в том числе акционерного общества, всегда будет отражать основную цель деятельности - извлечение прибыли, даже если в уставе будет отсутствовать прямая формулировка цели. В последнем случае содержание цели организации будет вытекать из ее коммерческого характера и базироваться на положениях ст.50 Гражданского кодекса РФ.
На практике устав обычно содержит указание на предмет деятельности юридического лица. Сложно согласится с рекомендациями, не учитывающими это веление реальной жизни. Так, в примерных вариантах уставов открытого и закрытого акционерных обществ, приводимых С.Д. Могилевским, предмет деятельности обществ не указан (см.: Могилевский С.Д. Акционерные общества. М.,1998. С.185) Полагаем, что указание в уставе основных видов (или «предмета») деятельности акционерного общества является важным для решения ряда правовых вопросов. К их числу следует отнести прежде всего классификацию данного акционерного общества органами государственной статистики при постановке на статистический учет. В дальнейшем, от присвоенного обществу статистического кода (ОКОНХ и др.), может зависеть налогообложение общества, страховые тарифы, подлежащие уплате в той или иной отрасли экономики и др. (см.: напр. Постановление Правительства РФ от 31 августа 1999г., № 975 «Об утверждении Правилотнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска» // Рос. газета. 1999. 7 сент.).
Можно предположить, что законодателем будет использован в будущем более точный, адекватный правовой механизм, предусматривающий проведение и последующую корректировку государственной статистической классификации организации в соответствии с фактическим предметом ее деятельности на основании регистрационной декларации (см.: напр. Проект Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СПС «Гарант», раздел «проекты законов»). Однако, пока такой механизм в законодательстве не закреплен и отражение предмета деятельности в самом уставе акционерного общества является необходимостью.
Необходимость перечисления конкретных видов деятельности в уставе может возникнуть также в следующих случаях:
- учредители общества сознательно ограничивают его правоспособность путем указания в уставе только тех видов деятельности, ведение которых они поручают ему;
- если вид деятельности, которым общество занимается, по закону является исключительным и не допускается его совмещение с другими видами деятельности (банковской, страховой, инвестиционной);
- в силу правовой неграмотности органов, выдающих лицензии, которые "по старинке" будут требовать перечисления лицензируемых видов деятельности в уставе (см. комментарий к форме устава ОАО в СПС «Консультант плюс»).
Итак, основной документ, устанавливающий правовое положение акционерного общества, — его устав. Составители устава того ли иного акционерного общества нередко поступают так: они механически переписывают общие положения, изложенные в примерных уставах. Между тем, при разработке реального, но не формального учредительного документа нужно применять системный метод познания и отражения экономико-юридической сущности и формы акционерного общества, в основе которого лежит всесторонний и всеобъемлющий анализ конкретной ситуации образования акционерного общества.
Что касается юридической природы устава, то на этот счет закон утверждает, что требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Договор об учреждении общества, дабы быть таковым, должен содержать обязательно и конкретные пункты соглашения между учредителями общества, порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества (см.: Документальное приложение).
Очевидно, что, помимо устава акционерного общества и договорa об его учреждении, для обеспечения нормальной деятельности необходимы и другие документы, как то:
- протокол собрания учредителей акционерного общества,
- положение о дивидендах,
- положение о создании акционерного капитала и т.п.
Эти документы нельзя признать учредительными, но они могут быть отнесены к локальным нормативным актам.
В законе содержится императивное указание о том, что договор о создании акционерного общества не является учредительным документом общества.
В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 2 апреля 1997 года «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» дано следующее разъяснение: «Заключаемый учредителями акционерного общества договор о создании общества является договором о совместной деятельности по учреждению общества и не относится к учредительным документам». В связи с этим, при рассмотрении спора о признании договора о создании акционерного общества недействительным, суды должны руководствоваться соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о недействительности сделок. В случае несоответствия такого договора требованиям закона или иных правовых актов, он является ничтожным (полностью или в соответствующей части) независимо от признания его таковым судом. Поскольку Кодекс не исключает возможности предъявления иска о признании ничтожной сделки недействительной, с таким иском может обратиться в суд любое заинтересованное лицо.
Так, по делу по иску о признании недействительным договора от 02.10.95 об участии в формировании уставного капитала акционерного общества открытого типа «Росэлтранс» товарищества с ограниченной ответственностью «Трастовое агентство «Интер Пак»; пунктов 1.4 и 3.6 Устава АООТ «Росэлтранс» и применении последствий недействительности сделки путем возврата акционерным обществом «Росэлтранс» полученных от ТОО «Трастовое агентство «Интер Пак» 1415000000 рублей и возврата последним акционерному обществу «Росэлтранс» 1415000 акций названного акционерного общества, судом было установлено следующее.
Указом Президента РФ от 25.03.93 г. №395 «О мерах по государственной поддержке организации в Российской Федерации производств электроподвижного состава для железнодорожного транспорта и электрического транспорта, комплектующих изделий, материалов для них и учреждению в этих целях акционерного общества» Госкомимуществу России было поручено учредить с привлечением заинтересованных инвесторов акционерное общество (холдинговую компанию) «Российский электротранспорт» (АООТ «Росэлтранс»), предусмотреть формирование части уставного капитала создаваемого акционерного общества, принадлежащей Российской Федерации, путем внесения в уставный капитал пакетов акций акционерных обществ, создаваемых при преобразовании государственных предприятий, в том числе в порядке, предусмотренном Указом Президента РФ от 16.11.92 г., №1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий».
Постановлением Правительства РФ от 30.07.94 г. №886 «Об учреждении акционерного общества «Российский электротранспорт» Госкомимуществу России поручено составить перечень акционерных обществ, пакеты акций которых подлежат внесению в уставный капитал холдинговой компании, утвердить устав АООТ «Росэлтранс».
Распоряжением Госкомимущества России от 14.11.94 г. №2654-р, изданным во исполнение названных Указа Президента РФ и постановления Правительства России, утвержден устав акционерного общества «Российский электротранспорт», который 21.11.94 зарегистрирован Московской регистрационной палатой.
Таким образом, Госкомимущество России выступил единственным учредителем акционерного общества и в соответствии с пунктом 3.7 устава акционерного общества в течение четырех месяцев после регистрации акционерного общества должен был оплатить не менее 50 процентов уставного капитала. Вторую половину уставного капитала следовало оплатить учредителю в течение первого года деятельности акционерного общества.
Согласно пункту 3.6 устава акции первого выпуска, не оплаченные учредителем при формировании уставного капитала в размерах и сроки, предусмотренные уставом, могут быть по решению правления предложены иным юридическим и физическим лицам, которые в случае внесения вклада в уставный капитал становятся учредителями общества.
В порядке оплаты уставного капитала Госкомимущество России внесло находящиеся в государственной собственности пакеты акций 52-х акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, что составило 52,6 процента от уставного капитала АООТ «Росэлтранс».
Однако правление АООТ «Росэлтранс» 04.09.95, до истечения года после учреждения акционерного общества, приняло решение о привлечении инвесторов с целью завершения формирования уставного капитала, в связи с чем 02.10.95 с ТОО «Трастовое агентство «Интер Пак» был заключен договор «Об участии в формировании уставного капитала акционерного общества "Российский электротранспорт" (АООТ "Росэлтранс"). В связи с оплатой инвестором 1415000 размещенных обыкновенных акций ТОО "Трастовое агентство "Интер Пак" признано соучредителем АООТ "Росэлтранс".
Таким образом, как установил суд, договор, заключенный 02.10.95 АООТ "Росэлтранс" и ТОО "Трастовое агентство "Интер Пак" не соответствует статьям 98 и 99 Гражданского кодекса РФ и противоречит пункту 3.7 устава акционерного общества. Пункты 1.4 и 3.6 устава АООТ "Росэлтранс", утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 14.11.94 г. №2654-р, о возможности привлечения других учредителей, не соответствуют Указу Президента РФ от 16.11.92 г. №1392, а также Указу Президента РФ от 25.03.93г. № 395 и постановлению Правительства РФ от 30.07.94 г. №886, которыми Госкомимуществу России поручалось выступить в качестве учредителя холдинговой компании АООТ "Росэлтранс".
Суд признал пункты 1.4 и 3.6 устава АООТ "Росэлтранс" в части возможности привлечения других учредителей акционерного общества кроме Госкомимущества России и договор от 02.10.95 г. между АООТ "Росэлтранс" и ТОО "Трастовое агентство "Интер Пак" недействительными. Применены также последствия недействительности сделки: суд обязал акционерное общество открытого типа "Росэлтранс" возвратить товариществу с ограниченной ответственностью "Трастовое агентство "Интер Пак" денежные средства в сумме 1415000000 рублей, а товарищество с ограниченной ответственностью "Трастовое агентство "Интер Пак" - вернуть акционерному обществу открытого типа "Росэлтранс" 1415000 акций акционерного общества (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 25 марта 1997 г. по делу №985/97).
Решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава, избрания органов управления общества. Решение об учреждении общества, утверждении его устава и утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем оплату акций общества, принимается учредителями единогласно.
Избрание органов управления общества осуществляется учредителями большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.
Внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции осуществляется по решению общего собрания акционеров и подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. По общему правилу, такие изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (ст.ст.12,14 Закона).
Если изменения в уставе общества связаны с изменением номинальной стоимости и (или) количества акций данного общества, и (или) с величиной уставного капитала, то для государственной регистрации изменений в уставе должны быть представлены документы, подтверждающие предварительную регистрацию выпуска или аннулирования акций в региональном отделении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ (см., например: Постановление Правительства Москвы от 11 ноября 1997г.№ 97 "Об изменении порядка регистрации акционерных обществ в г. Москве" // Фин. газета. 1997. №52).
Вернуться к содержанию раздела