|
Вернуться к содержанию раздела |
4. Учредители акционерного общества.
Учредителями акционерного общества являются дееспособные граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
1. Учредителем акционерного общества может быть один гражданин. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
Решение единственного учредителя акционерного общества выражается в соответствующем документе, подписанным гражданином.
2. Учредителями акционерного общества вправе быть юридические лица. При этом в качестве учредителей конкретного акционерного общества вправе выступать как одно юридическое лицо, так и объединение двух или нескольких юридических лиц, принявших решение о его учреждении. Однако, надо заметить, что акционерное общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
3. Учредителями акционерного общества являются «граждане». Видимо, законодатель имел в виду, прежде всего граждан Российской Федерации.
Граждане иных государств, а также лица без гражданства могут выступать учредителями российских акционерных обществ при соблюдении, как правило, двух условий: а) они вправе в соответствии с законодательством государства своего гражданства или - для лиц без гражданства - места постоянного жительства, осуществлять инвестиции на территории РФ (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №28. Ст.3493).; б) если ограничения на учредительство акционерных обществ не предусмотрены федеральным законом (п.1 ст.2 ГК РФ).
Некоторые ограничения такого рода известны российскому законодательству. Например, ограничивается права иностранных инвесторов на учредительство акционерных обществ, создаваемых в ходе приватизации предприятий оборонной промышленности (см.: Указ Президента РФ от 24 декабря 1993г. №2284 «О государственной программе приватизации»).
Возможны ограничения прав конкретных иностранных инвесторов на учредительство «авиационного предприятия», то есть юридического лица, имеющего основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок и (или) выполнение авиационных работ (ст.61 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997г.). В частности, доля участия иностранных инвесторов не должна превышать 49% уставного капитала авиационного предприятия, а количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не может превышать одну треть состава руководящего органа.
4. Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами (ст.10 Закона «Об акционерных обществах»).
К сожалению, названное положение Закона нередко игнорируется, прежде всего на федеральном уровне.Так, Е.А.Суханов сообщает о незаконном учреждении Минстерством обороны коммерческого Военкомбанка (см.: Рос. газета. 1999. 29 апр.).
Скандальную известность приобрела история с учреждением акционерного общества "АРКО" (ныне - Государственная корпорация "Агенство по реструктуризации кредитных организаций"). Первоначально его учредителями должны были выступить Российский фонд федерального имущества (51 процент) и Банк России (49 процентов акций). Однако в Законе о Центробанке не была предусмотрена возможность такого рода вкладов; Государственная Дума же отказалась внести подобные изменения в этот закон. В итоге – Банк России учредителем АРКО выступить не смог, а форма акционерного общества не была использована.
На практике порой допускается путаница между различными субъектами, скажем, государственными органами и самим государством, выступающими в качестве учредителей акционерного общества.
Государственные органы и органы местного самоуправления, как правило, не могут выступать участниками хозяйственного общества (ст. 66 ГК РФ), однако указанного ограничения в отношении государства, муниципального образования не установлено.
Комитет по управлению муниципальной собственностью Ракитянского района (Комитет) обратился к открытому акционерному обществу "Зинаидинское хлебоприемное предприятие" (ОАО "Зинаидинское ХПП") с иском об обязании внести в реестр акционеров запись о том, что Комитет является владельцем пакета акций в количестве 974 штуки. Решением Арбитражного суда Белгородской области в удовлетворении исковых требований отказано.
В 1998 году Комитет обратился к ответчику. являющемуся реестродержателем акционеров ОАО "Зинаидинское ХПП" с требованием включить его в реестр акционеров, как лицо представляющее собственника 974 акций; представил при этом пакет документов, включающий передаточное распоряжение прежнего собственника. Ответчик отказал во внесении соответствующей записи в реестр владельцев акций ОАО "Зинаидинское ХПП".
Предметом предъявленного иска является требование истца обязать реестродержателя внести соответствующую запись в указанный реестр.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд применил норму ст.66 ГК РФ, в силу которой государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать участниками хозяйственного общества, следовательно истец не может быть акционером упомянутого юридического лица, в связи с этим отказ реестродержателя о внесении требуемой записи в реестр акционеров правомерен.
Однако данный вывод, как указала кассационная инстанция, сделан при недостаточно установленных обстоятельствах. Приведенная норма содержит ограничение о государственных органах и органах местного самоуправления, действующих от своего имени. B то же время эта норма не устанавливает указанного ограничения в отношении государства, муниципального образования, следовательно последние могут быть участниками хозяйственных обществ. Таким образом, при разрешении данного спора суду первой инстанции следовало определить в каком качестве выступает истец, требуя внесения записи о его праве на акции, от собственного имени, либо осуществляя функцию собственника - муниципального образования (см.: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 5 октября 1999г. по делу №А08-1294/99-18).
Вместе с тем, в некоторых случаях сохранение за государством прав акционера вызвано необходимостью и может приносить определенный экономический эффект.
Как свидетельствует Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999г. № 1024, в настоящее время Российская Федерация является участником (акционером) в 2500 акционерных обществах, где ее доля превышает 25 процентов уставного капитала, представляющих базовые отрасли народного хозяйства (всего Российская Федерация участвует в 3896 хозяйственных товариществах и обществах). Кроме того, в отношении 580 акционерных обществ используется специальное право на участие Российской Федерации в их управлении ("золотая акция").
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1995 г. №478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" в федеральной собственности должны закрепляться только акции акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства.
Перечень таких акционерных обществ был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 г. №784 "О перечне акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности государства, закрепленные в федеральной собственности акции которых не подлежат досрочной продаже" и включал 697 акционерных обществ.
В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества могут быть классифицированы следующим образом:
a) 100 процентов акций находятся в федеральной собственности - 382 акционерных общества;
б) более 50 процентов - 470 акционерных обществ;
в) от 25 процентов до 50 процентов - 1601 акционерное общество;
г) менее 25 процентов - 863 акционерных общества.
В зависимости от организационно - правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства:
открытые акционерные общества - 3611;
закрытые акционерные общества - 251;
общества с ограниченной ответственностью и товарищества - 34.
Дивиденды по федеральному пакету акций составили (в масштабе цен 1998 года):
в 1998 году - 574, 6 млн. рублей,
в 1997 году - 270, 7 млн. рублей,
в 1996 году - 118 млн. рублей,
в 1995 году - 115 млн. рублей.
Правительство РФ потребовало от федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), ежегодно осуществлять в отношении акционерных обществ, более 50 процентов акций которых находится в федеральной собственности, комплекс мер, усиливающих контроль за управлением акциями государства (подробнее см.: постановление Правительства РФ от 3 февраля 2000г. №104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных госудаственных унитарных предпритяий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» // Рос. газета. 2000. 22 февр.).
5. Число учредителей открытого акционерного общества не ограничено Законом. До недавнего времени допустимое число акционеров в закрытом акционерном обществе также не регламентировалось. По этой причине акционерными обществами закрытого типа назывались общества, где акционерами значились тысячи человек.
ГК РФ ввел еще одну новацию: число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного Законом «Об акционерных обществах» (ч.2 ст.97 ГК РФ). Закон установил, что число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти.
Почему возникает необходимость такого рода ограничений? Как объясняют в экономической литературе, это связано с механизмом реализации права преимущественной покупки акций. Если в акционерном обществе 15-20 акционеров, то технически возможно оповестить их всех о сделке и дать им возможность письменно заявить об их намерении реализовать право преимущественной покупки акций. В Воронежской области, например, существовало закрытое АО с числом акционеров более 5000. Если кто-то из его акционеров хотел бы переуступить небольшой пакет акций, то его затраты лишь по оповещению остальных акционеров оказались бы неизмеримо большими по сравнению с возможным доходом от реализации этих ценных бумаг. Идея закрытости акционерного общества, которая теперь связана главным образом с частным размещением ценных бумаг и правом преимущественной покупки уже имеющимися участниками, должна быть сопряжена с разумно ограниченным числом участников таких сделок, иначе невозможна их техническая реализация.
Введение ограничения по числу акционеров заставляет огромное количество акционерных обществ закрытого типа, уже созданных в соответствии с действующим законодательством, преобразовываться в другие организационно-правовые формы. Однако необходимо сделать важную оговорку: пункт 4 ст.94 Закона «Об акционерных обществах» предусматривает, что названные меры не применяются к акционерным обществам, созданным до вступления закона в силу, т.е. до 1 января 1996 года.
Итак, допустим, что число членов закрытого акционерного общества превышает 50. Каковы правовые последствия этого факта? По закону, в случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный Законом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться (трансформироваться) в открытое (ст.7 Закона «Об акционерных обществах»). Однако, если этого не происходит и после истечения года общество, где число акционеров более 50, продолжает функционировать как закрытое общество, то по логике закона, это общество подлежит ликвидации в судебном порядке. По российскому закону акционерные общества могут быть открытого либо закрытого типа. Может возникнуть представление, что альтернатива решается всецело учредителем - быть учреждаемому акционерному обществу открытым или закрытым. Наверное, так.
Но, вместе с тем, в ст.7 Закона «Об акционерных обществах» записано: «Общества, учредителями которых выступают в случаях, установленных федеральными законами, Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий), могут быть только открытыми». Таким образом, если в строго определенных случаях установленных федеральными законами, учредителями акционерного общества выступают особые субъекты предпринимательского права, то такие акционерные общества являются открытыми.
И нечто обратное - в отличие от закрытых акционерных обществ, открытые акционерные общества не могут быть созданы в оборонно-промышленном комплексе.
6. Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в частности, в форме акционерных обществ.
Иностранными инвесторами в Российской Федерации могут быть:
- иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством государства своего учреждения;
- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, которые вправе в соответствии с законодательством государства их учреждения, осуществлять инвестиции на территории РФ;
- иностранные граждане, которые вправе в соответствии с законодательством государства своего гражданства, осуществлять инвестиции на территории РФ;
- лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ, которые вправе в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства, осуществлять инвестиции на территории РФ;
- иностранные государства, в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;
- международные организации, которые вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ (ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №28. Ст.3493).
На самом деле, приобретение крупного пакета акций какого-либо крупного акционерного общества (т.е. осуществление прямых инвестиций) в России является скорее исключением из правил. Такие инвестиции немногочислены.
Вот например, наиболее значительные инвестиции крупных ТНК в российские предприятия
1. «СИДАНКО» - British Petroleum - 10,0%
2. Лениградский металлургический завод – Siemens AG – 10,1%
3. «Электросила» - Siemens AG – 17,0%
4. Красноярский алюминевый завод – Daewo Corporation – 5%
5. Московский вертолетный завод – Boeing – 13,3%
(см.: Правовое обеспечение экономических реформ. Инвестиции / Отв. ред. Я.И. Кузьминов, В.Д. Мазаев. М., 2000. С.52)
7. Учредителями акционерного общества могут быть собственники имущества, а также лица и органы, управляющие имуществом какого-либо собственника.
Нередко, по такой схеме учреждаются акционерные общества в уставный капитал которых вносится собственность публично-правовых образований (Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований).
Как это делается, скажем, в Москве и в Иркутске видно из приведенных ниже документов.
Правительство Москвы Постановление от 02.12.97 № 840
О создании открытого акционерного общества "Перовский рынок"
В целях удовлетворения потребностей населения Восточного административного округа Москвы в продуктах сельского хозяйства и промышленных товарах, создания необходимых условий продавцам сельхозпродукции на Перовском рынке и принимая во внимание распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 27.08.97 № 902-РЗП "Об организации торгового центра на базе ГП "Перовский рынок" Восточного административного округа" Правительство Москвы постановляет:
1. Принять предложение Департамента потребительского рынка и услуг, префектуры Восточного административного округа Москвы, Управления инвестиционной политики и финансирования из городских источников Правительства Москвы, Государственного предприятия "Перовский рынок" и закрытого акционерного общества "Лорд" о создании открытого акционерного общества "Перовский рынок".
2. Принять к сведению, что доля собственности ЗАО "Лорд" составляет 49% в уставном капитале ОАО "Перовский рынок".
3. Фонду имущества Москвы:
3.1. Войти в состав учредителей ОАО "Перовский рынок" от лица Правительства Москвы с долей государственной собственности 51% в уставном капитале ОАО.
3.2. В качестве взноса в уставный капитал ОАО "Перовский рынок" внести стоимость за право заключения договора аренды земельного участка в размере 864000 долларов США по адресу: ул. Кетчерская, вл.2а.
3.3. Принять участие в оформлении учредительных документов ОАО "Перовский рынок".
3.4. После регистрации ОАО "Перовский рынок" в Московской регистрационной палате передать пакет акций города Москвы Комитету по управлению имуществом Москвы.
4. Комитету по управлению имуществом Москвы:
4.1. Ликвидировать Государственное предприятие "Перовский рынок" в установленном законом порядке.
4.2. Назначить представителей интересов г. Москвы в органах управления ОАО "Перовский рынок" и оформить соответствующие доверенности в установленном порядке.
5. Префекту Восточного административного округа:
5.1. Заключить инвестиционный контракт с ОАО "Перовский рынок" на реконструкцию Перовского рынка и прилегающей к нему территории в счет собственных средств с учетом того, что большая часть площадей рынка будет предназначена для реализации сельскохозяйственной продукции.
5.2. Отменить решения окружных комиссий от 09.01.97 протокол №1, от 29.05.97 протокол № 12, от 24.04.97 протокол № 41 в части земельно-правовых отношений на земельный участок 2,7 га во владении 2а по Кетчерской ул., с согласия землепользователей.
6. Московскому земельному комитету оформить договор аренды сроком на 49 лет на земельный участок размером 2,7 га ОАО "Перовский рынок" по представлении учредительных и имущественно-правовых документов, а также по материалам исходно-разрешительной документации по адресу: ул. Кетчерская,.2а в установленном порядке.
7. Московской регистрационной палате зарегистрировать в установленном порядке открытое акционерное общество "Перовский рынок".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. и префекта Восточного административного округа Ульянова Б.В.
Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков
Распоряжение губернатора Иркутской области от 22 сентября 1999 г. № 685-
"О создании открытого акционерного общества «Иркутское региональное ипотечное агентство»
В целях увеличения темпов роста жилищного строительства, обеспечения доступности приобретения жилья, совершенствования механизма государственной поддержки развития ипотечных отношений в жилищной сфере обеспечения координации деятельности участников системы ипотечного кредитования в Иркутской области и руководствуясь ст.10 Федерального закона "Об акционерных обществах", подп. "в" пункта 2 ст.33 Устава области, статьей 6 Закона области "Об общих началах управления и распоряжения государственной собственностью Иркутской области":
1. Принять предложение комитета по строительству и архитектуре администрации области о создании открытого акционерного общества "Иркутское региональное ипотечное агентство" (далее - Агентство).
2. Фонду имущества Иркутской области (Кешиктина Г.Г.):
2.1. Выступить учредителем Агентства и утвердить его устав.
2.2. Внести в качестве вклада в уставный капитал Агентства денежную сумму в размере 1 млн. (один миллион) рублей.
3. Главному финансовому управлению администрации области (Козлов А.А.):
3.1. В срок до 01.10.99г. выделить фонду имущества Иркутской области 1 млн. (один миллион) рублей для внесения в качестве вклада в уставный капитал Агентства. Источником финансирования определить фонд непредвиденных расходов администрации области.
3.2. Предусмотреть в проекте закона области "Об областном бюджете на 2000 год" расходы по увеличению доли Иркутской области в уставном капитале Агентства до 50 млн. (пятьдесят миллионов) рублей.
4. Комитету по управлению государственным имуществом области (Сурков А.В.) предоставить помещение Агентству в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации Брилку С.Ф.
Губернатор Иркутской области Б.А. Говорин
Вернуться к содержанию раздела