Юридическая интернет-библиотека - www.YuridLit.narod.ru
Добавить в избранное Главная Ссылки Карта сайта
Все права на произведения принадлежат их владельцам. Любое копирование является незаконным.

Хозяйственное (предпринимательское) право



Вернуться к содержанию раздела

17. Ликвидация акционерного общества.

Ликвидация акционерного общества как юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Акционерное общество может быть ликвидировано:

- по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

- по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Требование о принудительной ликвидации акционерного общества может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (например, такое право есть у ФКЦБ, регистрирующих органов, прокуроров).

Решением суда о ликвидации акционерного общества на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, должны быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

Акционерное общество, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

При этом, если стоимость имущества акционерного общества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст.65 ГК РФ.

Приведем примеры принудительной ликвидации из судебной практики

Прокурор Волгоградской области обратился в защиту государственных и общественных интересов в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о ликвидации акционерного общества открытого типа "Торгово-промышленная компания "Русское поле".

Решением суда исковые требования удовлетворены. Учредителям АООТ "ТПК "Русское поле" предложено провести ликвидацию акционерного общества в порядке, установленном законодательством.

Дополнительным решением резолютивная часть решения суда дополнена указанием о назначении в ликвидационную комиссию, помимо учредителей, шести физических лиц из числа членов общественного фонда вкладчиков АООТ "ТПК "Русское поле".

Основанием для обращения прокуратуры в суд явились материалы проверки, проведенной контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ по Волгоградской области, в результате которой установлено следующее.

АООТ "ТПК "Русское поле" с июля 1994 года привлекало денежные средства населения и юридических лиц на условиях платности, срочности и возвратности. Денежные средства принимались при заключении договоров о совместной деятельности, согласно условиям которых участник передает компании денежные средства для осуществления уставной деятельности, а компания обязуется по истечении указанного в договоре срока возвратить участнику эти средства с выплатой премиальных. Как видно из акта проверки, компанией заключено 22610 подобных договоров. Общая сумма не выплаченных по ним средств составила на день проверки 7361698103 рубля.

Согласно пункту 2 Указа Президента РФ №1233 от 11.06.94 «О защите интересов инвесторов» юридические лица могут осуществлять привлечение денежных средств населения на условиях срочности, платности и возвратности, а также публично предлагать осуществлять такое привлечение денежных средств граждан и юридических лиц, круг которых не ограничивается и персональный состав которых не может быть заранее определен, при наличии соответствующей лицензии.

Ст.61 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица по решению суда в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).

Исходя из установленного проверкой факта отсутствия у компании соответствующей лицензии, арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования прокурора области о ликвидации акционерного общества.

Доводы протеста, принесенного в порядке надзора на состоявшееся решение о том, что при рассмотрении подобных дел необходимо учитывать, является ли этот вид деятельности единственным для данного юридического лица, Президиумом Высшего арбитражного суда РФ отклонены.

То обстоятельство, что это юридическое лицо, помимо лицензируемой, занимается и другими видами деятельности, не может служить препятствием для принятия судом решения о ликвидации компании. Кроме того, как видно из материалов дела, осуществлявшаяся компанией без лицензии банковская деятельность была превалирующей. Президиумом ВАС РФ не приняты во внимание и доводы протеста о том, что, поскольку из акта проверки можно сделать вывод о недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, суду следовало предложить истцу уточнить свои требования, сформулировав их как заявление о признании компании банкротом. Наличие решения суда о ликвидации юридического лица и создании ликвидационной комиссии не препятствует возбуждению дела о признании должника банкротом (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 21 мая 1996 г. №7966/95).

Следует учитывать, что в случае, если нарушения юридическим лицом требовании закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений

Прокурор обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации акционерного общества в связи с нарушением им правил ведения реестра акционеров общества. Суд первой инстанции иск удовлетворил. Апелляционная инстанция решение отменила, в удовлетворении иска отказала, признав, что допущенные обществом нарушения носили устранимый характер и не могли служить основанием для ликвидации общества. Анализ материалов данного дела свидетельствовал о том, что нарушения, допущенные ответчиком, нельзя было расценивать как грубые, они носили устранимый характер. Доказательств причинения существенного ущерба правам и охраняемым законом интересам участников общества в деле не было. При рассмотрении подобных дел судам следует исходить из соответствующих норм Гражданского кодекса и Федерального закона «Об акционерных обществах». Согласно названному Закону общество несет ответственность за надлежащее ведение и хранение реестра акционеров. Однако наличие в Законе такой ответственности не означает, что любое нарушение порядка ведения реестра акционеров может рассматриваться в качестве основания ликвидации общества. Если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить акционерному обществу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ (см.: Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 13 января 2000 г. № 50 "Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)" // Экономика и жизнь. 2000. №5).

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. От ликвидации акционерного общества следует отличать широко предлагаемые сегодня на рынке услуг «ликвидации с любыми долгами, за один день» и т.п. Как правило, такого рода «услугодатели» предлагают схемы перевода акций (или долей в уставном капитале) на третьих лиц, что в принципе, приводит к «закрытию организации», то есть прекращению ее деятельности по месту нахождения и «уводу» организации вместе с долгами перед кредиторами в другой регион. Однако юридическая «смерть» организации, т.е. исключение ее из государственного реестра юридических лиц такими схемами не предусматривается.

В случае добровольной ликвидации совет директоров ликвидируемого общества выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии.

Общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества в «обычном порядке» и назначении ликвидационной комиссии.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

В практике арбитражных судов возник вопрос о том, кто вправе подписывать исковые заявления при обращении в суд и совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица, в котором создана ликвидационная комиссия.

Пунктом 3 ст.62 Гражданского кодекса РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 Кодекса. Исходя из содержания указанных норм следует признать за руководителем (председателем) ликвидационной комиссии право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав (см.п.12 указанного Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. №50).

В случае, когда акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего органа по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. При невыполнении этого требования орган, осуществивший государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии.

Порядок добровольной ликвидации общества следующий:

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества.

Регистрационная палата администрации г. Иркутска на практике предъявляет требование о публикации сообщения о добровольной ликвидации юридического лица в газете «Восточно-Сибирская правда».

Однако, сообщения о ликвидации акционерных обществ нередко дублируются в центральной печати, а также в таких широко читаемых иркутских изданиях как «СМ - Номер один», «Из рук в руки» и т.п. Весьма полезным является также дублирование сообщений о ликвидации обществ с иностранными инвестициями в газетах стран ближнего зарубежья. Аналогичным образом, иностранные юридические лица публикуют сообщения о своей ликвидации в российских газетах.

Так, иностранное предприятие «Промышленно-торговый дом «Башкортостан», зарегистрированное в г. Ташкенте Республики Узбекистан в 1998 году поместило сообщение о своей ликвидации «со всеми филиалами и представительствами» в Российской газете 9 декабря 1999 года.

В случае, если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со ст. 23 Закона «Об акционерных обществах».

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской и кредиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

Недобросовестные действия ликвидаторов могут повлечь за собой их персональную юридическую ответственность. Так, в соответствии с п.2 ст.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» ликвидатор обязан обратиться в суд с заявлением должника о возбуждении дела о банкротстве, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Если эта обязанность не исполнена в месячный срок с момента такого установления, то на ликвидаторов может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника перед кредиторами. Кроме того, ликвидаторы могут быть дисквалифицированы на срок и в порядке, которые установлены федеральным законом (ст. 9 этого же закона).

В литературе уже отмечалась необходимость существенного пересмотра статуса, полномочий и ответственности ликвидатора (подробнее см.: Правовое обеспечение экономических реформ. Предприятия / Отв. ред. Я.И. Кузьминов, В.Д. Мазаев. М., 1999. С.13).

По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества.

Если имеющихся у ликвидируемого общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу иного имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплаты кредиторам ликвидируемого общества денежных сумм производятся ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной Гражданским кодексом РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществившим государственную регистрацию ликвидируемого общества.

В литературе приводятся примеры составления ликвидационного баланса и подчеркивается, что валюта ликвидационного баланса в конце концов становится нулевой, что подтверждает правильность действий (в бухгалтерском отношении) ликвидационной комиссии (подробнее см.: Козлов С.Ю., Козлов Ю.Ю. Валетов В.И. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий. М., 1999. С.123).

Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в следующей очередности: в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со ст.75 Закона «Об акционерных обществах»; во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям; в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами - владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

Распределение имущества каждой очереди осуществляется после полного распределения имущества предыдущей очереди. Выплата обществом определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам - владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между акционерами - владельцами этого типа привилегированных акций пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

После распределения ликвидационного остатка между акционерами необходимо снять юридическое лицо с учета в государственных органах (статистических, налоговых) и внебюджетных государственных фондах, закрыть банковские счета, представить на уничтожение в регистрирующий орган круглую печать и штампы.

Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.

В начало страницы

Вернуться к содержанию раздела


Для полноценного отображения данной страницы необходимо:

  • открыть её с помощью MS Internet Explorer v.4.0+, Opera v.8.0+, Netscape Navigator v.6.0+ либо Mozilla v.1.5+;

  • активировать поддержку JavaScript;

  • дождаться полной загрузки.

Rambler's Top100

О своих пожеланиях, замечаниях и жалобах на неработающие ссылки или ошибки пишите - maylz555@mail.ru

Copyright © 2005-2006, MayLZ


Hosted by uCoz